Дата внесения в ГД: 16.05.2017 г.

ФОРМИРОВАНИЕ КОМФОРТНОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

На рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации был представлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Одним из авторов проекта федерального закона является член комитета ГД по Регламенту и организации работы Государственной Думы Алексей Кобилев.

Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – законопроект) разработан в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», утвержденным на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 ноября 2016 г. № 10.
В настоящее время полномочия по благоустройству отнесены Федеральным законом от 6 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с указанными полномочиями органы местного самоуправления утверждают правила благоустройства муниципальных образований, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
При этом ответственность за нарушение правил благоустройства устанавливается субъектами Российской Федерации. Вместе с тем, на практике отдельные положения правил благоустройства и положения региональных законов об административных правонарушениях признаются судами недействующими на основании вторжения в компетенцию федерального законодательства, поскольку относятся к сфере регулирования охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и за их нарушение не может быть установлена дополнительная ответственность.
Особенно остро стоит проблема признания несоответствующими действующему законодательству норм правил благоустройства, предусматривающих запрет на парковку, хранение и передвижение транспортных средств на газонах, в связи с тем, что на сегодняшний день согласно статье 61 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» газоны включаются в зеленый фонд городских и сельских поселений и вопросы повреждения газона, включая парковку на нем транспортных средств, относятся к области охраны окружающей среды. При этом ответственность за парковку, хранение и передвижение транспортных средств на газонах не установлена федеральным законодательством.
Кроме того, предлагается наделить субъекты Российской Федерации полномочиями по утверждению требований к правилам благоустройства поселений (городских округов, внутригородских районов), разрабатываемым органами местного самоуправления поселений (городских округов, внутригородских районов), в том числе порядок утверждения правил благоустройства, требования к их содержанию, правила определения прилегающей территории и порядок участия собственников зданий (помещений в них), сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
Положения законопроекта соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

upstairs