Дата внесения в ГД: 27.03.2017 г.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

На рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был представлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Одним из авторов проекта федерального закона является член комитета ГД по Регламенту и организации работы Государственной Думы Алексей Кобилев.

На органы исполнительной власти субъектов РФ ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» возложены обязанности по контролю за использованием и (или) распоряжением жилыми помещениями и обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, где нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Данная норма не исчерпывает необходимых мер, по сохранению этих жилых помещений и подготовке их к вселению после окончания временного устройства данной категории лиц (капитальный ремонт сохраняемого жилья, как муниципального, так и жилья, находящегося в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок начисления коммунальных платежей и списание задолженности по коммунальным платежами и др. вопросы эксплуатации жилых помещений, что влечет нарушения прав данной категории лиц). Сохранность жилых помещений детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей - поддержание жилого помещения, в котором имеется право пользования данной категории лиц, в состоянии, пригодном для проживания в нем, в соответствии с установленными санитарными, техническими правилами и нормами, иными требованиями законодательства, до передачи жилья ребенку в связи с достижением им совершеннолетнего возраста или окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Право на жилое помещение, занимаемое гражданами по договору социального найма, сохраняется за детьми-сиротами в течение всего времени их пребывания у опекунов (попечителей) (ст. 71 ЖК РФ).
Жилье детей-сирот, подлежащее сохранности может являться не только муниципальным, а принадлежать данной категории на праве собственности. Семейным кодексом РФ выделено право ребенка, находящегося под опекой (попечительством), на сохранение права собственности на жилое помещение (права пользования жилым помещением). Ребенок может стать собственником жилого помещения на основании его наследования по закону или по завещанию, приватизации, получения в дар, купли-продажи. Норма СК РФ о сохранении за детьми, находящимися под опекой (попечительством), права собственности на принадлежащее им жилое помещение основывается на положениях гражданского и жилищного законодательства РФ (ст. ст. 209, 235, 288 ГК РФ; п. 4 ст. 10, ст. 30 ЖК РФ).
Вопрос сохранности данного вида жилья имеет специфику и также нормативно должен быть отрегулирован, в том числе в вопросах финансирования его содержания до совершеннолетия ребенка-сироты. Полномочия по содержанию такого жилья могут быть переданы органам местного самоуправления, для реализации которых они должны финансироваться аналогично обеспечению жильем за счет субвенций из бюджета субъекта Федерации.
В новом законодательстве введен специальный порядок учета органами опеки и попечительства данной категории детей, имеющих одно из перечисленных в части 4 статьи 8 ФЗ №159-ФЗ оснований признания невозможности проживания, с 14 летнего возраста. Иной учет нуждаемости в обеспечении жильем детей-сирот при наличии оснований быть признанным нуждающимся в законодательстве не предусмотрен. Данной нормой определено возрастное ограничение права детей-сирот быть признанными нуждающимися в обеспечении жильем, что не только не оправдано, но и нарушает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть своевременно признанными нуждающимися с момента возникновения права, и ставит их в неравное положение с детьми, имеющими родителей, право которых реализуется родителями с момента его возникновения, то есть при наличии оснований нуждаемости в жилье, вне зависимости от их возраста.
Данный учет предусмотрен органами опеки и попечительства. В соответствии с действующим законодательством было бы правомерно вести учет нуждаемости в обеспечении жильем данной категории с момента ее возникновения в период статуса как органами опеки и попечительства, так и органами местного самоуправления, на которые эти функции в отношении всех граждан возложены нормами ЖК РФ и ФЗ №131. В конечном итоге обеспечиваются они жильем в особом порядке (фактически внеочередном) из специализированного муниципального жилого фонда органами местного самоуправления, что не отражено в ЖК РФ.
Отсутствие норм, регламентирующих право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть признанными нуждающимися в обеспечении жильем с момента возникновения права, состоять на учете до его реализации влечет нарушение их прав, что требует также соответствующего внесения изменений в законодательство.

upstairs