Дата внесения в ГД: 26 апреля 2018 года

Проект федерального закона направлен на установление полномочий по совершению нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления городского округа в случае отсутствия нотариуса в труднодоступном, отдаленном населенном пункте этого городского округа.

На рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был представлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».  Одним из соавторов проекта федерального закона является член комитета ГД по контролю и Регламенту организации работы Государственной Думы Алексей Кобилев.

Проект федерального закона направлен на установление полномочий по совершению нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления городского округа в случае отсутствия нотариуса в труднодоступном, отдаленном населенном пункте этого городского округа.

В настоящее время пунктом 3 части 1 статьи 14.1 и пунктом 12 части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», на основании части 1 статьи 1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 №4462-1) полномочия по совершению отдельных нотариальных действий предоставлены только главам местных администраций муниципального района и городского, сельского поселений, а также специально уполномоченным должностным лицам местного самоуправления муниципального района и городского, сельского поселений исключительно в случае, если в расположенном на межселенной территории населенном пункте или в поселении нет нотариуса.

Данное правовое регулирование не допускает совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления городских округов, населенные пункты которых находятся в труднодоступных, отдаленных местностях, и в которых нет нотариуса.

Признак труднодоступности, отдаленности (удаленности) населенного пункта (местности) используется в различных системах законодательства (избирательное, основы социальной защиты) и, как правило, характеризуется отсутствием регулярного транспортного сообщения. Данный фактор в рассматриваемой проблеме, при сравнении с урегулированной в настоящее время ситуацией по установлению специальных условий совершения нотариальных действий на межселенных территориях и в городских, сельских поселениях, свидетельствует о значительно худшем правовом положении граждан (в части обеспечения потребности в нотариальных услугах), проживающих в населенных пунктах городского округа, не имеющих не только нотариусов, но и регулярного транспортного сообщения с другими населенными пунктами этого городского округа. Неотложность и незаменимость другими правовыми институтами большинства нотариальных действий, помимо вынужденных транспортных расходов по проезду до других населенных пунктов городского округа, имеющих нотариуса, составляет в имеющей место ситуации для указанной доли населения дополнительный негатив. 

Порядок организации регулярных выездов нотариусов, которые с вступлением в силу (с 01.01.2015) изменений  Основ  (Федеральный  закон  от 29.12.2014 №457-ФЗ) предполагалось, что должны были разрешить рассматриваемую ситуацию, не установлен Федеральной нотариальной палатой до настоящего времени. Однако следует отметить, что урегулирование вопросов организации регулярных выездов нотариусов в малонаселенные и труднодоступные местности, как это предусмотрено статьей 11.2 Основ, не сможет разрешить обозначенную проблему для населенных пунктов, не имеющих регулярного транспортного сообщения. Таким образом, организация регулярных выездов нотариусов в малонаселенные и труднодоступные местности сопряжена с препятствиями, аналогичными препятствиям для населения этих местностей: отсутствие регулярного транспортного сообщения (используется исключительно воздушный транспорт, арендованный (фрахтованный) третьими лицами, периодически (не системно) осуществляющий перевозку вахтовых смен, и при наличии свободных мест, что не обеспечит регулярности выездов нотариусов); стоимость проезда и проживания; условия проживания (при отсутствии гостиниц).

При этом в ходе предварительного следствия в отношении обвиняемого, в зависимости от тяжести обвинения, судом по ходатайству следователя избирается мера пресечения в виде заключения под стражу.

Обвиняемый находится в следственном изоляторе в течение долгого времени, будучи ограниченным в общении с детьми и родственниками. Действующая редакция закона предусматривает предоставление подозреваемым и обвиняемым свиданий с родственниками и иными лицами по разрешению следователя.

Учитывая положения статьи 9 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г., относительно ответственности государства за организацию регулярных контактов ребенка с матерью в целях минимизации неблагоприятного влияния разлуки с нею на эмоциональное состояние ребенка, а также в целях предотвращения проблем в его развитии, законопроектом предлагается обеспечить подозреваемым и обвиняемым, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, ребенка-инвалида, предоставление двух свиданий в месяц с ребенком и матерью (отцом) ребенка продолжительностью до трех часов каждое.

Ранее в июле 2017 года в целях защиты прав детей дополнительные возможности для общения с детьми были предоставлены некоторым категориям осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима.

upstairs