Дата внесения в ГД: 13 апреля 2018 года

Законопроектом предлагается закрепить понятие и виды ящиков для сбора пожертвований – переносной и стационарный; определить, что право использования таких ящиков может принадлежать исключительно некоммерческим организациям, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности.

На рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был представлен проект федерального закона «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ». Одним из соавторов проекта федерального закона является член комитета ГД по контролю и Регламенту организации работы Государственной Думы Алексей Кобилев.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства) отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.  

В связи с этим Концепцией содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации от 30 июля 2009 г. №1054-р  в качестве главных задач Правительства РФ в этой сфере обозначены -обеспечение роста поддержки в обществе и расширения участия граждан в благотворительной и добровольческой деятельности, а также повышение доверия граждан к благотворительным организациям для целей формирования условий расширения объемов благотворительных пожертвований граждан и организаций,  обеспечивающих устойчивость благотворительной деятельности. 

Различные социологические и научные организации, исследующие данную сферу, действительно в последние годы отмечают определенный рост числа граждан и организаций, участвующих в благотворительной и добровольческой деятельности, расширяется число благотворительных и волонтерских организаций, а также масштабы реализуемых ими благотворительных программ и проектов.

По данным исследования частных пожертвований в России Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ» на цели благотворительности в России в 2017 г. было потрачено 120 млрд руб.  Благотворительные пожертвования совершали 53% населения, отмечается в исследовании. При этом 59% из этих граждан заявляли о готовности жертвовать больше, если точно будут знать на что будут потрачены их средства.  

Таким образом, разрыв между числом граждан, заявляющих о потенциальной готовности участвовать в благотворительной и добровольческой деятельности, и числом граждан, реально ведущих такую деятельность, а также рост объемов благотворительных пожертвований  во многом связан с низким уровнем доверия граждан к благотворительным организациям и непрозрачностью их деятельности. 

По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ "Высшая школа экономики", несмотря на наметившийся рост доверия к благотворительным организациям в России, лишь 11% респондентов безоговорочно доверяют благотворителям. 

Вероятно, с низким уровнем доверия граждан к субъектам благотворительности связан и тот факт, что подавляющая часть пожертвований россиян не превышала 2000 рублей  (данные  Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ).  

 По данным исследования частных пожертвований в России Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ», почти треть (31 %) пожертвований совершается через ящики для сбора пожертвований.

При этом согласно статистике, которая приводится Центром развития некоммерческих организаций (г. Санкт-Петербург), опыт привлечения ресурсов через ящики существует у 50% организаций. У некоторых организаций средства, привлекаемые с помощью ящиков, составляют 100% финансирования, которые они получают от частных доноров. У других данный источник занимает до трети (10-30%) от средств, привлечённых от частных лиц. Из чего можно сделать вывод, что для ряда организаций средства от использования ящиков для пожертвований являются одним из ключевых источников формирования их бюджетов.  

Вместе с тем в действующем законодательстве не регламентируются правила сбора денежных средств посредством ящиков для сбора пожертвований (благотворительных ящиков). Отсутствуют не только законодательные положения, регулирующие указанную деятельность, но и легальное определение ящика для сбора пожертвований. Нет указания на то, кому может принадлежать такой ящик, где, как и на каком основании он может быть установлен, не определен порядок извлечения пожертвований из ящика. 

Отсутствие правового регулирования, как указывают СМИ, является основной причиной роста мошенничества в данной сфере и недоверия граждан ко всем благотворительным организациям.

Официальная статистика, свидетельствующая о количестве установленных благотворительных ящиков в Российской Федерации, не ведется. Отсутствие регулирования системы сбора денежных средств таким образом создает ситуацию, которая противоречит основному критерию, которому должна отвечать благотворительная деятельность, – прозрачности. Из-за отсутствия доверия граждан к системе сбора средств через благотворительные ящики, благотворительные организации не получают значительную часть соответствующих доходов.

Данный законодательный пробел вызывает множество проблем: невозможность определить лицо, которому принадлежит благотворительный ящик, отследить движение денежных средств, которые были переданы на благотворительную деятельность, что влечет за собой различные проявления недобросовестного поведения в данной сфере. 

Нужно отметить, что добросовестные участники сферы благотворительности в различных регионах (Санкт-Петербурге, Ростовской области и др.) на основе саморегулирования предпринимают усилия по повышению прозрачности сбора средств через ящики для пожертвований, вырабатывая алгоритмы действий по установке ящиков и их процедур вскрытия. 

В связи с тем, что данные действия не решают имеющихся проблем возникновения фактов мошенничества и недобросовестности, связанных со сбором средств граждан на цели благотворительности через ящики для пожертвований и был разработан данный законопроект с учетом опыта саморегулирования в данной сфере добросовестных участников сферы благотворительности.

Законопроектом предлагается закрепить понятие и виды ящиков для сбора пожертвований – переносной и стационарный; определить, что право использования таких ящиков может принадлежать исключительно некоммерческим организациям, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности.

Предлагается закрепить в законе правовые основания установки и использования стационарных ящиков, а также предусмотреть условия использования переносных ящиков – исключительно во время и в месте проведения организациями, некоммерческими организациями, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности, несколькими такими организациями или их объединениями публичного мероприятия в порядке, установленном законодательством.

В данном проекте указывается, что требования к ящикам для сбора пожертвований, порядок их установки и использования определяется Правительством Российской Федерации. 

Помимо этого, законопроектом предлагается закрепить, что в процедуре извлечения пожертвований из ящика должно принимать участие лицо, независимое от организации, использующей ящик для сбора пожертвований. Порядок извлечения пожертвований из ящика также должен устанавливаться Правительством Российской Федерации.

При этом в ходе предварительного следствия в отношении обвиняемого, в зависимости от тяжести обвинения, судом по ходатайству следователя избирается мера пресечения в виде заключения под стражу.

Обвиняемый находится в следственном изоляторе в течение долгого времени, будучи ограниченным в общении с детьми и родственниками. Действующая редакция закона предусматривает предоставление подозреваемым и обвиняемым свиданий с родственниками и иными лицами по разрешению следователя.

Учитывая положения статьи 9 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г., относительно ответственности государства за организацию регулярных контактов ребенка с матерью в целях минимизации неблагоприятного влияния разлуки с нею на эмоциональное состояние ребенка, а также в целях предотвращения проблем в его развитии, законопроектом предлагается обеспечить подозреваемым и обвиняемым, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, ребенка-инвалида, предоставление двух свиданий в месяц с ребенком и матерью (отцом) ребенка продолжительностью до трех часов каждое.

Ранее в июле 2017 года в целях защиты прав детей дополнительные возможности для общения с детьми были предоставлены некоторым категориям осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима.

upstairs