Зарегистрирован 27.03.2018г.

Данный законопроект позволит обеспечить не только доступ всех нуждающихся лиц, проживающих в малонаселенных и труднодоступных местностях, к профессиональному, высококвалифицированному совершению нотариальных действий, но и будет способствовать дальнейшему формированию авторитета нотариата как правового института, непосредственно направленного на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, на оказание им надлежащей, качественной юридической помощи посредством совершения нотариальных действий.

На рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был представлен проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 12 и 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате». Одним из соавторов проекта федерального закона является член комитета ГД по контролю и Регламенту организации работы Государственной Думы Алексей Кобилев.

Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 12 и 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» (далее также – законопроект) разработан в целях решения проблемы нотариального обслуживания населения, проживающего в малонаселенных и труднодоступных местностях, где имеются вакантные должности нотариусов. 

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Во исполнение данного положения Конституции Российской Федерации в Российской Федерации осуществляется нотариальная деятельность, регламентируемая Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-I (далее – Основы).

В силу ч. 1 ст. 1 Основ нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.

Таким образом, нотариат в Российской Федерации призван оказывать квалифицированную юридическую помощь каждому гражданину, в том числе проживающему в малонаселенной и труднодоступной местности. 

Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 23 Основ источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации. 

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. 

Следовательно, нотариусы, занимающиеся частной практикой (далее также – нотариусы), организуют свою деятельность на принципе самофинансирования. Исходя из данного обстоятельства, нотариусы самостоятельно несут все необходимые расходы, без которых невозможно осуществление нотариальной деятельности, в частности: расходы на аренду (приобретение) помещения под нотариальную контору, заработную плату работникам нотариальной конторы, отчисления во внебюджетные фонды, страхование своей профессиональной деятельности, приобретение и обслуживание оргтехники, членские взносы, канцелярские принадлежности и прочее.

Вместе с тем, осуществление нотариусом нотариальной деятельности в малонаселенной и труднодоступной местности в виду ее низкой доходности самостоятельно, без соответствующей поддержки, как правило, невозможно. 

Федеральной нотариальной палатой и нотариальными палатами субъектов Российской Федерации (далее – нотариальные палаты) в настоящее время в рамках ст.ст. 112 и 30 Основ ведется работа по оказанию содействия в обеспечении организации работы нотариата в нотариальных округах, расположенных в малонаселенных и труднодоступных местностях. 

Указанные нормы, направленные на поддержку нотариата в малонаселенных и труднодоступных местностях, были введены в Основы Федеральными законами от 29 декабря 2014 года № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и от 29 декабря 2015 года № 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». 

Так, согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 112 Основ в нотариальных округах, расположенных в малонаселенных и труднодоступных местностях, экономическое развитие которых не позволяет нотариусу осуществлять нотариальную деятельность самостоятельно и независимо, нотариусу по его ходатайству оказывается материальная поддержка за счет средств нотариальной палаты или при недостаточности средств нотариальной палаты по ходатайству нотариальной палаты и (или) нотариуса за счет средств Федеральной нотариальной палаты. 

Порядок и методика расчета размера материальной поддержки, оказываемой нотариусам в малонаселенных и труднодоступных местностях, определяются Федеральной нотариальной палатой. 

В развитие данных положений в ч. 4 ст. 30 Основ предусматривается полномочие Федеральной нотариальной палаты по формированию фонда поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, в том числе за счет взносов, поступающих в Федеральную нотариальную палату, в размере пятидесяти процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества. Федеральная нотариальная палата ежегодно формирует программу поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях. 

В целях реализации вышеуказанных нормативных правовых положений Основ Федеральной нотариальной палатой утверждены Положение о порядке оказания поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, Положение о Фонде поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, Порядок и методика расчета размера материальной поддержки, оказываемой нотариусам, осуществляющим деятельность в труднодоступных и малонаселенных местностях, на 2018 год, принята Программа поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях на 2018 год.

Вместе с тем, предпринимаемые меры не позволяют на сегодняшний день решить проблему заполнения вакантных должностей нотариусов во всех нотариальных округах, расположенных в малонаселенных и труднодоступных местностях.

По данным Федеральной нотариальной палаты на 01 января 2018 года вакантными являются 9 должностей нотариусов в таких местностях, расположенных в 4 субъектах Российской Федерации: Иркутской области (2 вакантные должности), Камчатском (3 вакантные должности) и Хабаровском (2 вакантные должности) краях, Республике Саха (Якутия) (2 вакантные должности).

Нотариальное обслуживание населения, проживающего в малонаселенных и труднодоступных местностях, в которых должности нотариусов вакантны, осуществляется в настоящее время путем организации нотариальными палатами выездов нотариусов других нотариальных округов, и (или) путем совершения отдельных нотариальных действий главами местных администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений или главами местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления муниципальных районов для жителей населенных пунктов, расположенных на межселенной территории (далее также – должностные лица местного самоуправления). Однако это не позволяет в полной мере обеспечить доступность нотариальных действий лицам, зарегистрированным по месту жительства или месту пребывания в расположенных в указанных местностях населенных пунктах, принимая во внимание, что:

- выезды нотариусов других нотариальных округов для совершения нотариальных действий и оказания других услуг, оказываемых при осуществлении нотариальной деятельности, населению, проживающему в малонаселенных и труднодоступных местностях, в частности, в силу особенностей территориального расположения таких местностей, природно-климатических условий, отсутствия транспортной инфраструктуры, высокой стоимости проезда, организуются только с определенным интервалом или при поступлении соответствующей заявки;

- должностные лица местного самоуправления вправе совершать только отдельные нотариальные действия и только в населенных пунктах, расположенных в поселениях (городском, сельском), на межселенной территории (ч. 4 ст. 1, ст. 37 Основ, п. 3 ч. 1 ст. 141, п. 12 ч. 1 ст. 151 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). 

При этом для должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных на совершение нотариальных действий, в сравнении с нотариусами (ст. 2 Основ) не предусмотрены какие-либо квалификационные требования: к виду и уровню образования, стажу работы, наличию необходимой профессиональной подготовки, а также к возрасту. Как правило, должностные лица местного самоуправления, уполномоченные совершать отдельные нотариальные действия, не являются профессиональными юристами и не могут оказать квалифицированную правовую помощь. Изучение и анализ практики совершения отдельных нотариальных действий уполномоченными должностными лицами местного самоуправления свидетельствуют о частых случаях ненадлежащего совершения таких нотариальных действий указанными лицами, для которых, помимо прочего, в отличие от нотариусов (ст. 17 Основ), не установлена имущественная ответственность перед физическими и юридическими лицами за совершение действий, противоречащих законодательству Российской Федерации. 

Учитывая вышеприведенные обстоятельства, решить проблему нотариального обслуживания населения, проживающего в малонаселенных и труднодоступных местностях, где должности нотариусов вакантны, возможно только путем их заполнения.

Представляется, что способствовать заполнению вакантных должностей нотариусов в нотариальных округах, расположенных в указанных местностях, будут предлагаемые законопроектом изменения, предусматривающие установление преимущества для лица, отработавшего не менее пяти лет в должности нотариуса нотариального округа, расположенного в малонаселенной и труднодоступной местности, которая была вакантна не менее одного года, при его участии в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса в нотариальном округе, на территории которого им осуществлялась нотариальная деятельность или работа в должности помощника нотариуса не менее двух лет, предшествующих назначению на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, в нотариальном округе, расположенном в малонаселенной и труднодоступной местности. 

Кроме того, предлагается внести корректирующие изменения в ч. 4 и п. 1 ч. 6 ст. 30 Основ в целях приведения используемого в них понятия «труднодоступные и малонаселенные местности» в соответствии с той последовательностью употребления данных слов, в какой они используются в ст. 112 Основ – «малонаселенные и труднодоступные местности».

Предлагается установить, что в случае принятия данных изменений Федеральный закон о них вступает в силу со дня его официального опубликования в целях скорейшего привлечения на указанные местности лиц для замещения вакантных должностей нотариусов.  

Положения законопроекта в части установления преимущественного права на наделение полномочиями нотариуса, занимающегося частной практикой, будут распространятся на лиц, назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой в нотариальном округе, расположенном в малонаселенной и труднодоступной местности, после вступления в силу принятого Федерального закона.

Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 12 и 30 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» позволит обеспечить не только доступ всех нуждающихся лиц, проживающих в малонаселенных и труднодоступных местностях, к профессиональному, высококвалифицированному совершению нотариальных действий, но и будет способствовать дальнейшему формированию авторитета нотариата как правового института, непосредственно направленного на обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, на оказание им надлежащей, качественной юридической помощи посредством совершения нотариальных действий.

Конституция РФ в статье 49 устанавливает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

При этом в ходе предварительного следствия в отношении обвиняемого, в зависимости от тяжести обвинения, судом по ходатайству следователя избирается мера пресечения в виде заключения под стражу.

Обвиняемый находится в следственном изоляторе в течение долгого времени, будучи ограниченным в общении с детьми и родственниками. Действующая редакция закона предусматривает предоставление подозреваемым и обвиняемым свиданий с родственниками и иными лицами по разрешению следователя.

Учитывая положения статьи 9 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г., относительно ответственности государства за организацию регулярных контактов ребенка с матерью в целях минимизации неблагоприятного влияния разлуки с нею на эмоциональное состояние ребенка, а также в целях предотвращения проблем в его развитии, законопроектом предлагается обеспечить подозреваемым и обвиняемым, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, ребенка-инвалида, предоставление двух свиданий в месяц с ребенком и матерью (отцом) ребенка продолжительностью до трех часов каждое.

Ранее в июле 2017 года в целях защиты прав детей дополнительные возможности для общения с детьми были предоставлены некоторым категориям осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима.

upstairs