Зарегистрирован 22.03.2018г.

Принятие проекта федерального закона будет способствовать повышению эффективности осуществления органами охраны объектов культурного наследия мероприятий государственной охраны в отношении  территорий музеев-заповедников, включенных в Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176.

На рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был представлен проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»,  Одним из соавторов проекта федерального закона является член комитета ГД по контролю и Регламенту организации работы Государственной Думы Алексей Кобилев.

Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176 утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в том числе раздел «Историко-культурные музеи-заповедники и музейные комплексы», в который включено 165 музеев-заповедников с филиалами. 

Указ Президента Российской Федерации № 176 был принят до вступления в силу Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и опирался на правовые нормы, установленные Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года «Об охране и использовании памятников истории и культуры».

Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» введено понятие историко-культурного заповедника, признанного особой формой достопримечательного места, для управления которым не обязательно создание какого-либо учреждения или организации.  

Однако, согласно статье 57 данного Федерального закона, если  в зданиях и сооружениях, расположенных на территории историко-культурного заповедника, находятся исторические и художественные ценности, музейные предметы, подлежащие хранению и публичному показу, то содержание такого заповедника наряду с законодательством об объектах культурного наследия регулируется также Федеральным законом от 26 мая 1996 года № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

То есть, в этих случаях управление историко-культурными заповедниками должно осуществляться музеями-заповедниками, деятельность которых регулируется законодательством о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.  

Включенные в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения историко-культурные музеи-заповедники и музейные комплексы по своей правовой природе отличны от предусмотренных Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» историко-культурных заповедников тем, что совмещают в себе статусы музейных учреждений и недвижимых памятников истории и культуры.

Двойственный правовой статус историко-культурных музеев-заповедников одновременно как объектов культурного наследия и музейных учреждений приводит к правовой коллизии в вопросах государственного учета в едином государственном реестре объектов культурного наследия и государственной охраны таких объектов культурного наследия.

Проектом федерального закона предложено дополнить  Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» новой статьей 565 «Особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».

Пунктом 1 проектируемой статьи 565  указанного Федерального закона предлагается установить, что государственной охране подлежат расположенные в границах  историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов объекты культурного наследия - ансамбли или достопримечательные места. 

Пунктом 2 статьи 565 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в редакции проекта федерального закона определяется, что на территории историко-культурных музеев-заповедников осуществляется деятельность, предусмотренная Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» для музеев-заповедников.

Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации должны быть определены порядок и особенности внесения сведений в реестр об историко-культурных музеях-заповедниках и расположенных в их границах объектах культурного наследия (пункт 4 проектируемой статьи 565 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Указанные в пункте 5 проектируемой статьи мероприятия соответствующих органов охраны объектов культурного наследия по отнесению объектов культурного наследия к ансамблям или достопримечательным местам и определению их пообъектного состава не повлекут дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, так как должны будут проводиться с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия, но без использования механизма государственной историко-культурной экспертизы, осуществляемой за плату. 

Статья 2 проекта федерального закона направлена на исключение возможности повторного проведения указанных в пункте 5 новой статьи 565 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»  мероприятий, если в отношении объектов культурного наследия, находящихся на территориях музеев-заповедников, такая работа до вступления в силу проекта федерального закона уже была проведена. 

Таким образом, принятие проекта федерального закона будет способствовать повышению эффективности осуществления органами охраны объектов культурного наследия мероприятий государственной охраны в отношении  территорий музеев-заповедников, включенных в Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года № 176.

Конституция РФ в статье 49 устанавливает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

При этом в ходе предварительного следствия в отношении обвиняемого, в зависимости от тяжести обвинения, судом по ходатайству следователя избирается мера пресечения в виде заключения под стражу.

Обвиняемый находится в следственном изоляторе в течение долгого времени, будучи ограниченным в общении с детьми и родственниками. Действующая редакция закона предусматривает предоставление подозреваемым и обвиняемым свиданий с родственниками и иными лицами по разрешению следователя.

Учитывая положения статьи 9 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г., относительно ответственности государства за организацию регулярных контактов ребенка с матерью в целях минимизации неблагоприятного влияния разлуки с нею на эмоциональное состояние ребенка, а также в целях предотвращения проблем в его развитии, законопроектом предлагается обеспечить подозреваемым и обвиняемым, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, ребенка-инвалида, предоставление двух свиданий в месяц с ребенком и матерью (отцом) ребенка продолжительностью до трех часов каждое.

Ранее в июле 2017 года в целях защиты прав детей дополнительные возможности для общения с детьми были предоставлены некоторым категориям осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима.

upstairs