Зарегистрирован 20.02.2018г.

Законопроект направлен на увеличение административной ответственности за оптовую и розничную продажу насвая и снюса по причине того, что действующие штрафы оставляют экономическую целесообразность в торговле указанным веществом даже при периодической уплате штрафов.

На рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был представлен проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (в части повышения ответственности за продажу насвая и снюса). Одним из соавторов проекта федерального закона является член комитета ГД по контролю и Регламенту организации работы Государственной Думы  Алексей Кобилев.

Законопроект направлен на увеличение административной ответственности за оптовую и розничную продажу насвая и снюса по причине того, что действующие штрафы оставляют экономическую целесообразность в торговле указанным веществом даже при периодической уплате штрафов.

В последнее десятилетие на территории Российской Федерации все чаще проявляется проблема потребления психоактивных средств насвая – жевательного табака и снюса – сосательного табака, особенно среди молодежи, в т.ч. учащихся школ и других учебных заведений. Для многих регионов проблема потребления насвая и снюса среди детей и подростков является весьма злободневной, вытесняя проблему потребления фабричных табачных изделий, наркотических средств и психоактивных лекарственных препаратов. Способствующие этому факторы – доступность и дешевизна.

Насвай (насыбай, нас, баи, сабж, анасвай, асмай, атмай) изготавливается только в кустарных условиях, преимущественно в среднеазиатских республиках. Основными компонентами насвая традиционно являются мелко измельченные листья табака и гашеная известь.

Зачастую также добавляются различные компоненты растительного и органического происхождения, встречаются случаи внесения в состав этого средства сильнодействующих, ядовитых, потенциально опасных иных веществ и растений, среди них - дурман, белена, полынь, жжёная кора дуба, зола различных растений, верблюжий кизяк, куриный помёт. В нелегальном обороте насвай встречается в основном в виде мелкодисперсной массы, а также в виде различных гранул, цвет зеленый или серо-зеленый, с вышеперечисленными компонентами.

Способ применения насвая – закладывание в рот, при этом психотропный эффект развивается через несколько минут и подобен действию опиатов (вначале – лёгкая слабость, затем сильнейшее расслабление), либо подобен действию стимуляторов (нервно-психическое и двигательное возбуждение). 

Снюс — это разновидность жевательного табака, бездымный продукт для получения дозы никотина. Порцию снюса кладут под верхнюю губу и начинают посасывать (отсюда еще одно название — сосательный) в течение 5-30 минут. Начиная всасываться в кровь через слизистую, снюс попадает в организм практически мгновенно, и происходит это гораздо быстрее, чем при курении сигареты. В состав табачной порции входят также специальные добавки, направленные на то, чтобы улучшить вкус изделия и продлить срок хранения. Это различные ароматизаторы, соль, выступающая в качестве консерванта и вода.

Понятие насвай приведено  в п. 21 статьи 2 Федерального закона РФ от 22 декабря 2008 года № 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию». Официально насвай не является наркотическим средством и психотропным веществом, т.к. не включен в «Перечень наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» согласно Постановлению Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681. 

Согласно пункту 8 статьи 19 «Ограничения торговли табачной продукцией и табачными изделиями» Федерального закона РФ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствия потребления табака» от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ оптовая и розничная торговля насваем запрещена. Федеральным законом от 30.12.2015 г. №456-ФЗ в часть 8 статьи 19 Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» и ст.14.53 КоАП РФ внесены изменения, в соответствие с которыми на территории Российской Федерации теперь полностью запрещена оптовая и розничная продажа не только насвая, но и «снюса».

На основании статьи 14.53 «Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которая введена Федеральным законом от 21 октября 2013 года № 274-ФЗ, за оптовую или розничную продажу насвая и снюса предусмотрено наложение административного штрафа для граждан в размере от 2 до 4 тысяч рублей, для должностных лиц – от 7 до 12 тысяч рублей;  для юридических лиц от 40 до 60 тысяч рублей, кроме того, за реализацию несовершеннолетнему лицу табачных изделий административный штраф составляет для граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей, для юридических лиц от 100 до 150 тысяч рублей.

С начала 2017 года страны Таможенного союза запретили ввоз, оборот, производство и хранение некурительного табачного изделия насвай, однако на территорию Российской Федерации это изделие все еще продолжает поступать в значительных количествах, в основном из Узбекистана и Казахстана. Мировое сообщество также крайне негативно относится к потреблению насвая. Еще в 2001 году 8-я статья директивы ЕвроСоюза №2001/37 запретила производство и продажу любого табака, используемого орально, кроме классического жевательного.

По мнению специалистов – врачей психиатров-наркологов, потребление насвая и снюса оказывает опасное влияние на здоровье как детей, так и взрослых. Многие соматические заболевания у человека могут быть причиной употребления насвая и снюса. 

Согласно многочисленным медицинским данным регулярное употребление насвая и снюса может привести к непоправимым последствиям, угрожающим здоровью человека. В тяжелый случаях последствиями употребления  могут быть абстинентный синдром и психическая зависимость. 

Употребление некурительного табака насвая и снюса может оказывать на организм человека губительное воздействие, нанося существенный вред его здоровью. Последствия употребления насвая затрагивают многие медицинские, социальные, правовые аспекты по профилактике, лечению и противодействию потребления психоактивных веществ на территории Российской Федерации, способствующие формированию здорового образа жизни населения, в том числе детей и подростков.

Из-за широкой распространенности насвая и снюса, его употребление является модным среди молодежи, а фактически он может использоваться как метод «подсадки» на иные, наркотические вещества. 

В связи с тем, что санкции за продажу насвая и снюса для физических лиц являются крайне низкими, продажа гражданами насвая и снюса остается экономически целесообразной. Привлечение к административной ответственности на практике производится несколько раз в месяц, а не ежедневно. В случае увеличения административной ответственности для физических лиц «от пятнадцати до двадцати тысяч рублей», для должностных лиц «от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей», а для юридических лиц «от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей», продажа насвая и снюса в розницу станет экономически нецелесообразной, что приведет к резкому снижению количества продаваемого насвая, увеличению его стоимости на нелегальных рынках и снижению его доступности для детей и подростков. 

Такие санкции соотносятся с санкциями к статье 14.17.1 КоАП, в соответствии с которой за розничную продажу физическим лицом алкогольной продукции предусматривается ответственность от 30 до 50 тысяч рублей.

Для увеличения административного штрафа для физического лица свыше 5 тысяч рублей необходимо внести корреспондирующие поправки в ст. 3.5 КоАП.

Кроме того, необходимо внести поправки в ч. 3 ст. 14.53 КоАП. Действия, предусмотренные ч. 2 указанной статьи при продаже несовершеннолетним, подпадают под ч.3 ст. 14.53 КоАП. Законопроектом повышаются санкции по ч. 2 ст. 14.53 КоАП, в связи с этим предлагается указать в ч. 3, что ответственность наступает за продажу табака и табачных изделий, кроме насвая, табака сосательного (снюса). 

КоАП РФ, Статья 14.53. Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями 

1. Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Оптовая или розничная продажа насвая, табака сосательного (снюса) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

3. Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

 

Конституция РФ в статье 49 устанавливает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

При этом в ходе предварительного следствия в отношении обвиняемого, в зависимости от тяжести обвинения, судом по ходатайству следователя избирается мера пресечения в виде заключения под стражу.

Обвиняемый находится в следственном изоляторе в течение долгого времени, будучи ограниченным в общении с детьми и родственниками. Действующая редакция закона предусматривает предоставление подозреваемым и обвиняемым свиданий с родственниками и иными лицами по разрешению следователя.

Учитывая положения статьи 9 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г., относительно ответственности государства за организацию регулярных контактов ребенка с матерью в целях минимизации неблагоприятного влияния разлуки с нею на эмоциональное состояние ребенка, а также в целях предотвращения проблем в его развитии, законопроектом предлагается обеспечить подозреваемым и обвиняемым, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, ребенка-инвалида, предоставление двух свиданий в месяц с ребенком и матерью (отцом) ребенка продолжительностью до трех часов каждое.

Ранее в июле 2017 года в целях защиты прав детей дополнительные возможности для общения с детьми были предоставлены некоторым категориям осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима.

upstairs