Зарегистрирован 19.02.2018г.

Предлагаемые законопроектом изменения направлены на устранение неоднозначного толкования норм статей 20 и 36 Гражданского кодекса.

На рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был представлен проект федерального закона "О внесении изменения в статью 36 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации". Одним из соавторов проекта федерального закона является член комитета ГД по контролю и Регламенту организации работы Государственной Думы Алексей Кобилев.

Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 36 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее законопроект) предусмотрено внесение изменения в пункт 2 статьи 36 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс) с целью уточнения возраста несовершеннолетнего гражданина, по достижении которого с разрешения органа опеки и попечительства (при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного) возможно раздельное проживание с ним попечителя.

Попечительство устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом (Статьи 33 и 40 Гражданского кодекса).

При этом статьей 26 Гражданского кодекса установлена специальная дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ определяет место жительства как несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, так и граждан, находящихся под опекой, которым признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. При этом относительно граждан, которые достигли 14 лет или находятся под попечительством, следует, что их место жительство может быть определено иным образом и может не совпадать с местом жительства родителей, усыновителей, попечителей.

Безусловно, ребенок, не достигший 18 лет, должен проживать по общему правилу с родителями или лицами, их заменяющими. Следует учитывать, что деятельность попечителей, как и опекунов, носит возмездный характер и имеет целью присмотр, заботу, воспитание ребенка, в связи с чем, раздельное проживание попечителя и подопечного по общему правилу требуют совместного проживания. Однако как для детей, имеющих родителей, так и детей, находящихся под попечительством, должны быть предусмотрены отдельные исключения. Пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса РФ такие исключения допускаются для лиц, достигших 16 лет. Однако возможность таких исключений актуальна и для подростков в возрасте от 14 до 16 лет, например, в целях прохождения обучения с проживанием в месте нахождения учебного учреждения (пансионное обеспечение) либо лечение, прохождение реабилитации и т.п. При этом функции попечителя по воспитанию и присмотру будут осуществляться соответствующими учреждениями. Кроме того, возможность раздельного проживания указанных лиц дает право на получение жилья, предоставляемого согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", не только по месту жительства попечителя. Во всех случаях раздельное проживание должно быть исключением и обусловлено разрешением органа опеки и попечительства, осуществляющим проверку того, что раздельное проживание не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.

Предлагаемые законопроектом изменения направлены на устранение неоднозначного толкования норм статей 20 и 36 Гражданского кодекса. 

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.

Реализация законопроекта не повлечет негативных социально-экономических, финансовых и иных последствий и не потребует выделения дополнительных расходов из соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Проектов федеральных законов (федеральных законов), аналогичных по своему содержанию законопроекту, на рассмотрении в палатах Федерального Собрания Российской Федерации не находится.

Конституция РФ в статье 49 устанавливает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

При этом в ходе предварительного следствия в отношении обвиняемого, в зависимости от тяжести обвинения, судом по ходатайству следователя избирается мера пресечения в виде заключения под стражу.

Обвиняемый находится в следственном изоляторе в течение долгого времени, будучи ограниченным в общении с детьми и родственниками. Действующая редакция закона предусматривает предоставление подозреваемым и обвиняемым свиданий с родственниками и иными лицами по разрешению следователя.

Учитывая положения статьи 9 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г., относительно ответственности государства за организацию регулярных контактов ребенка с матерью в целях минимизации неблагоприятного влияния разлуки с нею на эмоциональное состояние ребенка, а также в целях предотвращения проблем в его развитии, законопроектом предлагается обеспечить подозреваемым и обвиняемым, имеющим ребенка в возрасте до 14 лет, ребенка-инвалида, предоставление двух свиданий в месяц с ребенком и матерью (отцом) ребенка продолжительностью до трех часов каждое.

Ранее в июле 2017 года в целях защиты прав детей дополнительные возможности для общения с детьми были предоставлены некоторым категориям осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях общего режима.

upstairs