Дата внесения в ГД: 24 октября 2017 года.

Данная законодательная инициатива направлена на внесение изменений в статью 251 Налогового кодекса РФ, дополнив перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы, в виде сумм доходов в виде процентов, специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которые получены от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, по договорам банковского вклада.

На рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был представлен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Одним из соавторов проекта федерального закона является член комитета ГД по контролю и Регламенту организации работы Государственной Думы Алексей Кобилев.
Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ внесены изменения в часть 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми региональный оператор получил право размещать временно свободные денежные средства фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным статьей 176 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации. При этом доходы, полученные от размещения временно свободных средств, могут использоваться только в целях, указанных в части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
Согласно статьи 248 Налогового кодекса Российской Федерации организации получают 2 вида доходов: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.
Внереализационными доходами признаются, в том числе, доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (пункт 6 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации).
Внереализационные доходы подлежат налогообложению как налог на прибыль организаций (глава 25 статья 248 Налогового кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в случае размещения региональным оператором в российских кредитных организациях временно свободных средств фонда капитального ремонта, региональный оператор, как организация, будет иметь внереализационный доход в виде процентов по договору банковского вклада и будет обязан уплатить налог на прибыль.
При этом на основании пункта 14 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации внереализационными доходами организации являются также доходы в виде целевых поступлений, целевого финансирования.
Также при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования к которому отнесены средства собственников помещений в многоквартирных домах, поступающих на счета специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов (абзац 22 пункта 14 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации).
Проценты же, полученные от размещения временно свободных денежных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете регионального оператора, не подпадают под эту категорию, и соответственно подлежат обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке согласно требованиям Налогового кодекса Российской Федерации.
Вышеуказанная норма закона также подтверждается разъяснениями Письма Минфина России (письмо от 02.09.2015 № 03-03-05/50618). Вместе с тем, как уже было сказано, указанные денежные средства являются целевыми и могут быть использованы только в целях, указанных в части 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, необходимо внести изменение в статью 251 Налогового кодекса Российской Федерации, дополнив перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы, в виде сумм доходов в виде процентов, специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которые получены от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, по договорам банковского вклада.
Одновременно с данной инициативой этой же группой депутатов вносится изменение в статью 179 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимое для полной реализации концепции законопроекта.

upstairs