Дата внесения в ГД: 16 июня 2017 года.

В Градостроительном кодексе и в отдельных законодательных актах РФ ожидаются существенные изменения системы саморегулирования в строительстве

На рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации был представлен проект федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Одним из соавторов проекта федерального закона является член комитета ГД по Регламенту и организации работы Государственной Думы Алексей Кобилев.

Создание в 2009 году института саморегулирования в строительстве стало толчком для создания специализированных саморегулируемых организаций (далее – СРО), объединивших в своих рядах ведущие строительные компании, выполняющие работы на объектах базовых энергетических отраслей страны. В числе первых были созданы СРО атомной, нефтегазовой, электроэнергетической отраслей. В короткий срок в них были отлажены механизмы оценки соответствия и контроля качества строительно-монтажных работ, нормативно-технического регулирования и стандартизации, обеспечения площадок сооружения энергетических объектов квалифицированными рабочими, мастерами, прорабами, инженерным составом.
В настоящее время СРО ведут подготовку к работе в условиях требований Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), основные положения которого вступают в силу с 01.07.2017 г. и предусматривают существенные изменения системы саморегулирования в строительстве.
Законом введены отдельные нормы, применение которых приведет к полному разрушению СРО энергетического комплекса страны, а также лучших практик системы саморегулирования, созданных за последние годы.
В частности норма, устанавливающая требование о том, что членами СРО могут быть исключительно строительные организации, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована соответствующая СРО (принцип регионализации) может быть актуальной для строительных компаний, осуществляющих строительство объектов гражданского и общепромышленного назначения, преимущественно в пределах одного субъекта РФ. Но для технических заказчиков и строительных компаний, осуществляющих строительство объектов электроэнергетического, нефтегазового комплексов, объектов использования атомной энергии, федеральных ядерных организаций эта норма является критичной. Применение указанной нормы Закона в отношении действующих в области энергетического строительства специализированных СРО, приведет к дезинтеграции воссозданных с их участием строительных комплексов по всей территории РФ, т.е. по системам саморегулирования регионов, в которых размещены предприятия энергетической отрасли и, как следствие, к ликвидации отраслевых СРО. При этом региональные СРО не обладают необходимыми потенциалом и компетенциями, в том числе с учетом режимных ограничений в регулировании деятельности специализированных в области энергетического строительства компаний, что, безусловно, приведет к серьезным рискам в обеспечении качества строительства и безопасности энергетических объектов на протяжении их жизненного цикла.
Следующая критичная для энергетической отрасли норма Закона устанавливает, что членами СРО являются организации, выполняющие работы по договору подряда, заключенному с застройщиком, техническим заказчиком объекта капитального строительства, т.е. исключительно генеральные подрядчики. Работы по договорам, заключенным с другими лицами, в том числе с генеральными подрядчиками, могут выполнять любые физические либо юридические лица, не являющиеся членами СРО.
Это норма, базирующаяся на утверждении, что за все, что происходит на строительной площадке, отвечает генеральный подрядчик, не применима на объектах энергетической отрасли в связи с тем, что застройщиками объектов отрасли являются, как правило, компании с государственным участием и выбор подрядчиков осуществляется в соответствии с законодательством ( 44 – ФЗ, 223 – ФЗ) с обязательным применением конкурентных процедур. При этом генеральными подрядными организациями по сооружению энергетических объектов являются, как правило, инжиниринговые компании, которые на основании конкурсов либо аукционов привлекают подрядные организации для строительства входящих в проект отдельных объектов, комплексов, инженерных систем, стоимость каждого из которых зачастую достигает нескольких миллиардов рублей. Эти подрядные организации, в свою очередь, привлекают десятки специализированных субподрядных организаций.
Учитывая исключительную важность сохранения единства строительных комплексов энергетической отрасли в структуре специализированных СРО, как основы обеспечения безопасности сооружаемых энергетических объектов на протяжении их жизненного цикла, необходимо обеспечить в период до 01.07.2017 г. внесение в Градостроительный кодекс Российской Федерации изменений, предусматривающих:
- исключение принципа регионализации для застройщиков, технических заказчиков, строительных компаний, выполняющих работы по договорам строительного подряда на объектах нефтегазового, электроэнергетического и атомного энергопромышленного комплексов;
- включение обязательности членства в СРО организаций, выполняющих подрядные работы на объектах нефтегазового, электроэнергетического и атомного энергопромышленного комплексов;
- установление порядка определения СРО, члены которых обладают правом выполнения работ на объектах нефтегазового, электроэнергетического и атомного энергопромышленного комплексов.

upstairs